Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания

Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания

(сокращённо ВГТРК) — федеральное государственное унитарное предприятие (с 1998 года[6]), коммерческая организация осуществляющая выполнение функции государственного производителя и распространителя телерадиопрограмм[7]. Была образована Постановлением Президиума Верховного совета РСФСР от 14 июля 1990 года[8]. Полное название на настоящий момент — Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ФГУП «ВГТРК»). Генеральный директор — Олег Добродеев[9][10].

Всеросси́йская госуда́рственная телевизио́нная и радиовеща́тельная компа́ния

По состоянию на 2016 год в головном предприятии ВГТРК трудились около 4 тысяч человек[11].

21 июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принимает Постановление о средствах массовой информации РСФСР, предписывающее Совету Министров РСФСР принять меры к созданию Государственного комитета РСФСР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио РСФСР). 14 июля 1990 года Президиум Верховного Совета РСФСР вместо Гостелерадио РСФСР своим постановлением учреждает «Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию» (ВГТРК). Первым председателем «Всероссийской Государственной Телевизионной и Радиовещательной Компании» был назначен бывший заместитель главного редактора газеты «Московские новости» — Олег Максимович Попцов.

10 декабря 1990 года Дирекция информационной службы радиовещания и Дирекция программного вещания ВГТРК[12] начало радиопередачи по 1-й (с 6.30 до 09.00)[13] и 3-й (с 23.15 до 00.00)[14] программам (с начала 1991 года — программы «Радио 1» и «Радио 2» соответственно), а с начала 1991 года — только по 3-й программе (с 14.00 до 17.00 и с 22.00 до 24.00[15]).

13 мая 1991 года к ВГТРК перешли вечерние часы вещания на втором телеканале (в отличие от прочих союзных республик, где республиканские Гостелерадио вещали на третьем телеканале), и был запущен канал «РТР» («Российское телевидение и радио»). Его вещание планировалось начать ещё с марта 1991 года, но сроки постоянно откладывались. Таким образом вещание ВГТРК получило не республиканский, а общесоюзный охват, став второй такой телерадиокомпанией наряду с Гостелерадио СССР[16][17].

2 сентября 1991 года российские республиканские радиопередачи стали идти по отдельной программе[18], а также они стали ретранслироваться радиотрансляционными узлами России по 1-й программе[19][20]. 16 сентября 1991 года ВГТРК перешёл в полном объёме 2-й телеканал.

Постановлением Правительства РФ от 4 июня 1992 года «Вопросы Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании» в ведение ВГТРК были переданы корреспондентские пункты РГТРК «Останкино» в Нью-Йорке, Токио, Берлине, Лондоне, Риме, Брюсселе, Праге, Канберре, Сингапуре и Мехико, в совместное использование ВГТРК и РГТРК «Останкино» перешли Гостелерадиофонд, Союзтелерадиосервис, Специализированное автотранспортное предприятие и учреждения по обслуживанию работников радио и телевидения (Дом творчества «Софрино», Пионерский лагерь «Маяк», Детский сад «Колобок»)[21].

13 апреля 1992 года на четвёртом телеканале (вещание которого охватывало тогда только Москву и Московскую область) начинает вещание телеканал «Российские университеты»[22][23], вещавший вместе с 4-м каналом Останкино до 16 января 1994 года, а с 17 января 1994 года с каналом НТВ, а в составе ВГТРК была создана Государственная телекомпания «Российские университеты».

В июне 1994 года, совместно с мэрией Санкт-Петербурга, Радиотелевизионным передающим центром и английской компанией Independent Network Television Holding Ltd (INTH) вошла в число акционеров в ЗАО «Телеканал 27», запустившей региональный телеканал «ТВ-3»[24][25].

Указ Президента РФ от 6 октября 1995 года «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации» предписывал преобразование ВГТРК в государственное унитарное предприятие[26].

В феврале 1996 года указом Бориса Ельцина Олег Попцов был снят с должности Председателя ВГТРК, несмотря на протесты творческого коллектива. Ельцин, ругаясь на Попцова, заявил, что в новостях «порют чернуху». Новым председателем ВГТРК был назначен президент Московской независимой вещательной корпорации (МНВК «ТВ-6 Москва») Эдуард Сагалаев[27][28]. Летом 1996 года вместо творческо-производственных объединений «Республика» и «Шанс» и Дирекции межрегиональных программ была создана Дирекция общественного-политического вещания[29], также было создано подразделение «РТР-фильм», занимавшееся дистрибуцией и прокатом[30].

11 ноября 1996 года канал «Российские университеты» прекратил вещание, а его эфирное время перешло НТВ. Появились первые спутниковые телеканалы сети «РТР-телесеть», которые вещали со спутника Intelsat 904: «Метеор-спорт» (в полном объёме транслировал летние Олимпийские игры 1996 года) и «Метеор-кино». По мнению журнала «Огонёк», это была достойная конкуренция спутниковому оператору «НТВ-Плюс», входившему тогда в холдинг Владимира Гусинского «Медиа-Мост».[31] К концу 1997 года планировалось запустить в этой сети ещё 12 спутниковых телеканалов и модернизировать кабельные сети, но в середине 1997 года проект был свёрнут[32][неавторитетный источник?].

3 февраля 1997 года несколько высших менеджеров ВГТРК опубликовали в «Новой газете» открытое письмо «ТВ-магазин: продаем программу на завтра», в котором утверждали о финансовой, творческой и кадровой деградации телекомпании, а также обвиняли Эдуарда Сагалаева в том, что он превращает компанию в источник личного обогащения[33]. 7 февраля 1997 года Сагалаев подал заявление об увольнении по собственному желанию. 10 февраля Борис Ельцин назначил председателем ВГТРК Николая Сванидзе[27][34], однако изложенные в письме факты были признаны недостоверными[35].

1 ноября 1997 года начал вещание просветительский телеканал «Культура». Он вышел в эфир на пятом метровом канале вместо ГТРК «Петербург — Пятый канал», вещание которой было ограничено Санкт-Петербургом и Ленинградской областью[36].

8 мая 1998 года указом президента России «О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации» был создан «Единый производственно-технологический комплекс государственных электронных средств массовой информации ВГТРК»[37]. На основании этого указа в состав Всероссийской государственной телерадиокомпании вошли Радиостанция «Орфей», Общероссийская радиокомпания «Маяк», Российская государственная радиовещательная компания «Голос России», «Российский государственный музыкальный центр телевидения и радиовещания», Государственный симфонический оркестр телевидения и радиовещания, «Совтелеэкспорт» и «Союзтелефильм», все региональные ГТРК преобразуются в дочерние компании. «Старая» ВГТРК была разделена на Государственную телекомпанию «Телеканал „Россия“», Государственную радиовещательную компанию «Радио России» и Государственную телекомпанию «Телеканал „Культура“». Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 111 «О Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании» все региональные дочерние ГТРК преобразованы в филиалы[38] . ВГТРК превращается в один из крупнейших медиахолдингов в мире[39].

21 мая 1998 года Николай Сванидзе освобождён с поста председателя ВГТРК «в связи с переходом на другую работу». Сванидзе объяснил отставку желанием работать журналистом, а не администратором[40]. По версии СМИ, причиной отставки стали разногласия с действующим на тот момент председателем Правительства России Сергеем Кириенко[41]. Руководителем государственного медиахолдинга был назначен Михаил Швыдкой[27].

31 января 2000 года и. о. президента России Владимир Путин подписал указ об освобождении Михаила Швыдкого от должности «в связи с переходом на другую работу». 8 февраля 2000 года Швыдкой был назначен министром культуры Российской Федерации, а руководителем медиахолдинга стал Олег Добродеев[42]. По мнению некоторых СМИ, это назначение было «связано с предстоящей предвыборной кампанией»[27][43][44].

29 июня 2001 года было достигнуто соглашение о сотрудничестве России с Euronews. Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания купила 1,8 % акций в консорциуме Secemie и вошла в число акционеров канала[45][46]. В ночь с 11 на 12 сентября 2001 года в связи с терактами в США канал Euronews c русской звуковой дорожкой впервые вышел в эфир в тестовом режиме на канале РТР[47][48]. На крупнейших международных спутниковых платформах, включая «НТВ-Плюс», он начал вещать 17 сентября 2001 года в неизменном виде[49]. Со 2 октября 2001 по 3 сентября 2017 года осуществлялось вещание Euronews на канале «Культура»[50][51], перекрывая часть утренних[52][53], затем — ночных передач последнего. Первое время трансляция новостного канала на «Культуре» шла также в неизменном виде[54], но примерно с середины 2002 года в блоке стала появляться российская коммерческая реклама, изначально перекрывавшая часть рубрик и перебивки, а с 2003 года — оригинальную рекламу. С октября 2005 по май 2013 года на 25 ТВК в Москве вещал отдельный канал с логотипом «Евроновости» и российской коммерческой рекламой[55][56][57][58].

13 августа 2001 года «Главный центр радиовещания и телевидения» (ГЦРТ) и «Главный центр управления сетями радиовещания и магистральной радиосвязи» (ГЦУРС) были выведены из ВГТРК, объединены в ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) и переведены в подчинение Министерства печати и телекоммуникаций РФ[59].

23 марта 2002 года «Российский государственный музыкальный центр телевидения и радиовещания» и «Государственный симфонический оркестр телевидения и радио» были выведены из ВГТРК и переведены в непосредственное подчинение Министерства печати и телекоммуникаций РФ[60].

1 июля 2002 года начал вещание канал «РТР-Планета», первый в России государственный канал, осуществляющий телевизионное иностранное телевещание[61].

9 сентября 2002 года Радиостанция «Орфей» выведена из ВГТРК и передана «Российскому государственному музыкальному телерадиоцентру»[62].

18 марта 2003 года телеканал «Россия» перешёл на круглосуточное вещание[63] (не на всех дублях).

12 июня 2003 года начал вещание телеканал «Спорт»[64], с 22 июня того же года он стал выходить на шестой метровой частоте вместо канала «ТВС»[65][66][67].

1 июля 2005 года начал вещание международный спортивный телеканал «Планета Спорт».

1 сентября 2007 года на платформе «НТВ-Плюс» начал регулярное вещание телеканал «Бибигон»[69]. Также он существовал как блок в сетках вещания телеканалов «Россия», «Спорт» и «Культура»[70][71][72]. Его блоки на других телеканалах ВГТРК продолжали вещать до конца 2009 — начала 2010 годов, кроме блока на телеканале «Культура». Блок на канале «Культура» просуществовал вплоть до закрытия «Бибигона» 27 декабря 2010 года.

5 февраля 2008 года в Москве и Санкт-Петербурге начал вещание радиоканал «Вести ФМ»[73].

14 апреля 2009 года закрыт международный спортивный телеканал «Планета Спорт»[74].

1 ноября 2009 года начал вещание телеканал «Моя планета» — первый телеканал пакета для спутниковых и кабельных операторов «Цифровое телевидение ВГТРК».

1 января 2010 года после новогоднего обращения президента РФ четыре телеканала ВГТРК были переименованы: «Россия» — в «Россию-1», «Спорт» — в «Россию-2», «Вести» — в «Россию-24», «Культура» — в «Россию-К»[75], причём прежние названия первого и последнего телеканалов продолжают упоминаться в эфире.

С 11 февраля по 13 июля 2010 года (с перерывом) вёл вещание первый российский эфирный телеканал высокой чёткости «2 Спорт 2» (совместно с ОАО «Первый канал»)[76], который транслировал в полном объёме Зимнюю Олимпиаду в Ванкувере[77] и чемпионат мира по футболу в ЮАР[78].

10 августа 2010 года запущен в тестовом режиме платный HD-телеканал «Спорт 1», который с 14 августа 2010 года начал транслировать все матчи футбольной премьер-лиги Англии[79][80][81].

16 декабря 2010 года стало известно об открытии ВГТРК нового телеканала о науке[82].

27 декабря 2010 года начал вещание телеканал «Карусель» (совместно с ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть»), заменивший телеканалы «Теленяня» и «Бибигон»[83].

13 августа 2012 года телеканал «Спорт 2» переименован в общероссийский канал «Спорт».

13 сентября 2012 года телеканал «Россия-HD» был официально зарегистрирован в Роскомнадзоре как СМИ[85].

1 октября 2012 года начал вещание телеканал российских бестселлерных сериалов «Русский бестселлер»

3 декабря 2012 года начал тестовое вещание первый телеканал в России о кинематографе «Кино-ТВ»[86].

17 декабря 2012 года началось тестовое вещание телеканала «Россия-HD» в стандарте высокой четкости[87]. Он стал уже вторым не эфирным каналом холдинга в формате HD.

29 декабря 2012 года в 20:00 МСК телеканал «Россия-HD» начал регулярное вещание[88].

29 января 2013 года в рамках ежегодной выставки-форума телевидения и телекоммуникаций «CSTB-2013» ВГТРК объявила об объединении девяти цифровых каналов компании под единый бренд — «Цифровое телевидение». Он включает в себя познавательные, спортивные, развлекательные и кино-каналы: «Россия HD», «Моя Планета», «Наука 2.0», «Спорт», «Спорт-1-HD», «Бойцовский клуб», «Русский роман», «Русский бестселлер», «Сарафан». Как ожидается, в перспективе список каналов будет расширен[89].

9 мая 2013 года в 15:00МСК начал вещание документальный телеканал о российской истории «История», также вошедший в пакет телеканалов «Цифровое телевидение ВГТРК».

4 апреля 2014 года начал официальное вещание телеканал отечественных детективных телефильмов и сериалов «Русский детектив»[90].

15 апреля 2014 года начал официальное вещание международный познавательно-развлекательный канал «IQ HD» ныне «Планета HD» (в виде сборника из передач производства из холдинга ЦТ Познание в формате HD)[91].

1 июня 2014 года начал официальное вещание детский телеканал «Мульт», ориентированный на детей от 1,5 до 6 лет[92].

17 июня 2014 года под Луганском погибли журналисты телерадиокомпании — Игорь Корнелюк и Антон Волошин. Съёмочная группа ВГТРК попала под миномётный обстрел вблизи посёлка Металлист под Луганском. Звукооператор Антон Волошин погиб на месте, а корреспондент Игорь Корнелюк получил тяжёлое ранение и позже скончался в больнице. В ВГТРК был объявлен траур[93][94][95].

1 июля 2014 года завершена передача ФГУП ВГТРК функций и имущества [96], предусмотренная Указом Президента РФ от 9 декабря 2013 года № 894 «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации»[97]. Гостелерадиофонд стал филиалом холдинга[98].

1 ноября 2014 года начал вещание международный телеканал российских многосерийных телефильмов и сериалов «Бестселлер»[99].

30 января 2015 года завершена проведённая 24 декабря 2014 года сделка по интеграции ресурсов компаний «Цифровое телевидение» (собственник — ВГТРК) и «НКС Медиа» (собственник — «Ростелеком»), производящих пакеты неэфирных телеканалов[100][101]. По её итогам телеканалы «НКС Медиа» перешли в управление ВГТРК[102]. В рамках проекта интеграции 1 февраля 2015 года[103] проведён ребрендинг телеканалов «Мать и дитя» (в «Мама») и «24 Техно» (в «Техно 24»)[104].

1 марта 2015 года начал официальное вещание телеканал о живой природе «Живая планета»[105].

2 июня 2015 года ВГТРК начала процесс передачи спортивных телеканалов «Спорт-1», «Спорт», «Бойцовский клуб» и интернет-портала «Sportbox.ru» «Газпром-Медиа Холдингу»[106].

1 октября 2015 года дирекция спортивного вещания ВГТРК была расформирована[107], а 1 ноября того же года прекратил вещание телеканал «Россия-2» (вместо него начал свою работу канал «Матч ТВ», принадлежащий холдингу «Газпром-Медиа»)[108].

1 апреля 2016 года вещание телеканала «Русский роман» переведено в формат HD, а 21 апреля того же года начал официальное вещание детский телеканал «Тлум HD», ориентированный на детей от 1,5 до 15 лет, в формате HD.

1 июля 2016 года прекратил вещание телеканал «Россия-HD» (в виде сборника из передач производства различных студий ВГТРК в формате HD), а на его частотах запущен московский дубль общероссийского телеканала «Россия-1» в формате HD.

1 июля 2017 года прекратил вещание телеканал документального кино «24 Док», а на его частотах запущен познавательный телеканал «Доктор»[109].

1 декабря 2017 года прекратил вещание телеканал «Страна»[110], а на его частотах запущен анимационно-музыкальный телеканал «Мульт и музыка»[111][112].

С 26 апреля по 1 сентября 2018 года осуществлял тестовое вещание новый молодёжный телеканал пакета «Цифровое телевидение» под названием «ГО»[113][114][115] (от англ. Go — сленг. произношение «иди, двигайся») в формате HD. Однако по информации из другого источника,

1 декабря 2019 года телеканалы «Моя планета» и «Мульт» перешли на широкоформатное вещание 16:9, а также запустили HD-версии телеканалов, в связи с этим телеканалы «Тлум HD» и «Планета HD» прекратили своё вещание[117].

С 2015 года ведутся работы по созданию международного телеканала «Seriamor», транслирующего телесериалы[118], и познавательного телеканала, являющегося международной версией телеканала «Россия-К» под названием «Культура-International» и включающего в себя блоки из телеканалов «История» и «Наука»[119].

После завершения модернизации аппаратно-студийных комплексов будет запущено вещание телеканалов «Россия-К»[120] и «Москва 24»[121] в стандарте высокой чёткости (HDTV).

В рамках формирования третьего мультиплекса цифрового телевидения России ВГТРК с апреля 2013 года осуществляет создание и поэтапный выпуск регионального общедоступного телеканала в каждом субъекте Российской Федерации[122].

В настоящее время ВГТРК ведёт эфирное телевещание по 20 программам, 16 из которых предназначены для отдалённых районов России. Эфирные каналы доступны также в пакетах всех операторов спутникового и кабельного вещания и в первом мультиплексе Цифрового телевидения России (обязательны к распространению).

Многие каналы из пакета распространяются также в кабельных и спутниковых сетях иностранных государств.

В настоящее время ВГТРК ведёт эфирное радиовещание по 8 программам, 4 из которых предназначены для отдалённых районов России.

1. Москва и Московская область: Совместно с «Москва Медиа» ВГТРК ведёт вещание по трём московским программам:

29 октября 2015 пресс-служба ВГТРК подтвердила информацию о том, что пакет акций компании во французской компании Euronews S.A. арестован по искам экс-акционеров ЮКОСа[136]. Доля ВГТРК в Euronews составляет 7,5 %. По данным источников, арест акций никак не повлиял на деятельность ни Euronews, ни ВГТРК[137].

До 2006 года ФГУП ВГТРК выступал как учредитель региональных (также в форме федеральных государственных унитарных предприятий) телевизионных, радиовещательных компаний и иных организаций регионов РФ, существовавших в рамках холдинга ВГТРК. С 2007 года эти организации вошли в ВГТРК в качестве его филиалов и территориальных отделений филиалов. Генеральный директор — Олег Добродеев. Занимает эту должность с 26 февраля 2004 года (де-факто — с 29 июля 2004 года)[9]. С 31 января 2000 года по 28 июля 2004 года был председателем ВГТРК[10].